Бюджетные инвестиции: понятие, сущность, виды и назначение. Бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции — это один из наиболее эффективных рычагов рыночного регулирования. В бюджете страны величина финансовых вложений и их направленности в правовых актах фиксируются на установленный промежуток времени.


Государственные инвестиции — это средства, направленные на формирование либо увеличение имущества национальных инвестиционных объектов во всевозможных направлениях их жизнедеятельности.

Финансовые вложения из госбюджета разделяются на:

  • экономические капиталовложения;
  • бюджетные инвестиции в социальную сферу;
  • природоохранные вложения;
  • капиталовложения в военную отрасль.

Закон, регламентирующий бюджетное финансирование инвестиций, именуется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В статье данного кодекса о капвложениях в недвижимость, содержащуюся в собственности государства или муниципальных структур, существуют подпункты:

  • капиталовложения из госказны;
  • дотации компаниям, находящимся на балансе страны и в частной собственности;
  • вливания из госбюджета иным юрлицам.

Инвестиционный фонд, как статья госбюджета, предназначенная для претворения в жизнь проектов национального субсидирования по приведенным ранее отраслям в форме партнерства страны с частным бизнесом, был учрежден в 2005 году.

Разновидности госинвестиций

В настоящее время встречаются следующие варианты инвестиционных поступлений ресурсов из госказны:

  • вливания в физические активы, такие как земля, оснащение, строения жилого и нежилого фонда и т.д.
  • денежные государственные инвестиции, в частности, в акции предприятий.

Отраслевой признак отличает и классификацию государственных вливаний в основные средства возводящихся объектов:

  • аграрного направления;
  • производственного направления;
  • возведение жилья;
  • соцсферы (образовательные, здравоохранительные, торговые, культурные учреждения и др.);
  • геолого-разведывательные;
  • транспортные и предприятия связи.

Государственные инвестиции для соблюдения условий фискальных управленческих структур. Указанный тип вложений бывает очень востребованным, когда предприятие ставят перед необходимостью привести свою деятельность в соответствие с условиями органов власти, предъявляемыми по части природоохранных стандартов, безвредности выпускаемых продуктов производства и остальных производственных процессов, которые невозможно гарантировать путем лишь улучшения процессов управления.

Условия для получения вливаний из госказны

Получение ресурсов из госбюджета возможно только при условии присутствия следующих бумаг:

  • документации по проекту;
  • технологического и экономического обоснования конкретного плана по расходам фискальных денег;
  • соглашения между заказчиком, выступающим в лице государства, и организацией-исполнителем;
  • документа, регламентирующего процесс передачи недвижимости.

Обстоятельства предоставления такого типа капвложений частным и госпредприятиям обозначены в 79 ст. БК.

Выдача госинвестиций компаниям частного сектора экономики может быть совершена только в ситуации подробного обоснования бизнес-плана как с технической, так и с финансовой стороны.

Объекты фискальных капиталовложений и их эффективность

Ключевыми получателями денежных ресурсов за счет госказны считаются:

  • госпредприятия;
  • муниципальные структуры;
  • частный бизнес;
  • организации, существующие за счет бюджета.

В них государство закладывает бюджетные инвестиции, прибегая для этого к госзаказу.

Объект вливания денег из госказны принадлежит стране, следовательно бюджетные инвестиции повышают капитал данных организаций, зачастую путем повышения уставного капитала этих учреждений. Данные вливания капитала реализуются в соответствии со статьей «Бюджетные инвестиции». В любом случае, право собственности на все объекты инвестирования из госбюджета остается за государством в объеме совершенных вливаний. Таким образом правительство заботится об увеличении национальных активов в госбюджете.

Средства из бюджета как государственное инвестирование может получить и компания, не находящаяся в фискальной собственности, т.е. частный бизнес.

Подобное госинвестирование по статье «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» получило право на существование в связи с возникновением желания у государства участвовать в процессах частного предпринимательства на условиях партнерства. В ситуациях, когда заключается такое партнерство, государственные капиталовложения оказываются долей уставного фонда вновь созданной организации. В этом случае госорганы получают права на управление организованной компанией и возможность извлечения полученной прибыли. Правление этой компанией государство может поручить какой-нибудь госструктуре на уровне муниципалитета или региона.

Подбор объектов госинвестирования для Инвестиционного фонда РФ ведется 3-мя структурами: инвестиционной, потом госкомиссией и ратифицируется Правительством Российской Федерации . К обсуждению допускаются проекты ценностью не менее 5 миллиардов руб. Взнос частного капитала в таких проектах составляет не меньше 25% от величины всех вложенных денег.

Проекты отбираются в соответствии со следующими критериями:

  • степень важности для интересов страны;
  • целесообразность с экономической точки зрения;
  • эффективность для интересов госбюджета;
  • финансовая рентабельность.

Для всякого проекта избираются количественные аспекты, соответствующие состоянию этой отрасли и значения объекта для экономики державы.

Источники вливаний фискальных средств

Присутствуют ключевые источники капиталов для предоставления госинвестиций. Разумеется, ключевым инвестором представляется федеральное казначейство. Собственно там накапливаются все требуемые для последующего инвестирования финансы. Остальные источники ресурсов:

  • областные и муниципальные бюджеты;
  • национальные банковские учреждения;
  • национальные кредитные компании;
  • национальные фонды.

Иногда поддержать финансами те или другие проекты госинвестиций хотят и частные игроки, имеющие свой интерес в выгодном вложении финансов. Тогда инвесторы подписывают между собой соответствующие контракты. В этой ситуации учет производится несколько иным способом. Если к финансированию проекта имеют причастность различные инстанции, то предприятие отчитывается перед каждым из них индивидуально. В законодательстве точно установлено, что конкретно именуется госинвестициями и как следует их учитывать.

Независимые игроки вкладывают в проект свои ресурсы, руководствуясь собственной инициативой, и их денежные ресурсы расходуются на реализацию целей и задач проекта капвложений. Когда таковой проект в перспективе оказывается способным сформировать прибыль, то частный вкладчик также признается в качестве инвестора, и ему начисляются дивиденды.

Государственные и муниципальные предприятия как потребители бюджетных инвестиций

Фискальные источники вкладывают госфинансы в:

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства гос- и муниципальным структурам;

  • приобретение новой собственности для таких организаций;
  • основные фонды национальных органов и муниципалитетов;
  • восстановление и реконструкцию зданий и помещений.

Есть еще и постановление по техническому регламенту. В нем назначен ряд категорий объектов имущества, подлежащих вливанию денег из госказны:


Бюджетные инвестиции как источник средств для негосударственных компаний

Российская Федерация заинтересована в формировании внутреннего предпринимательства и извлечении доходов от вложенных финансов. На уровне правительства эти планы возникают весьма нечасто и как правило затрагивают промышленных гигантов, которые ранее получили свою долю национального капитала.

Данный способ распределения денег из госказны затрагивает в большей степени партнерство между национальными предприятиями и компаниями частного сектора. Средства зачисляются в основные фонды этих предприятий, в соответствии с БК Российской Федерации. Таким образом непосредственного получения прибыли не производится.

На уровне регионов между госказной и предприятием районные муниципальные предприятия являются своего рода посредниками, что способствует справедливому распределению денег. Фискальные капиталовложения направляются на точно установленные цели.

Непосредственную деятельность в финансовой жизнедеятельности державы и процессах инвестирования денег из госбюджета правительство реализовывает путем основания соответственных юрлиц. Между наикрупнейших госкорпораций и компаний можно отметить больших игроков в различных секторах народного хозяйства, которые в значительной степени обуславливают направленность процесса индустрии в целом.

Посредством госкорпораций и больших компании правительством воплощается в жизнь свобода в распределении вложений, так как направленности для дальнейшего размещения ресурсов организации избирают по собственному усмотрению, а затем сами контролируют сделанные вложения. Таким способом формируется здоровая обстановка в госинвестировании, коль скоро госорганы прямо не принимают участия в деятельности по распределению фискальных денег, а средства для финансовых вложений все так же отчисляются.

Как бюджетные инвестиции отражаются в бухучете

Процедура предоставления государственных капиталовложений модифицируется в зависимости от региона. Наиболее часто госсредства выдаются на основании подписанных меж муниципальным и негосударственным предприятиями надлежащих контрактов. Для того, чтобы учет расходования и применения денег из госбюджета осуществлялся аккуратно, были сформированы инструкции о том, как производить бухгалтерский учет.

Средства под видом субсидий зачисляются на баланс организации и их следует надлежащим способом отразить на ее счетах. Бюджетные инвестиции обеспечиваются следующими способами:

  • переуступаются права госзаказчика;
  • подписываются соответствующие соглашения;
  • перечисляются финансы сообразно введенной законодательством процедуре предоставления дотаций из госбюджета.

Для универсализации учета процессов, сопровождающих начисление средств из бюджета, Министерства Финансов Российской Федерации составило в 2010 году письмо № 02-06-07/5397, содержащее таблицу соотношения счетов, на основании которой бухгалтера должны составлять отчеты .

В случае, когда целью госинвестирования становится небюджетная компания, следует особенно тщательно проверять соответствие своего учета рекомендациям Министерства Финансов. Иначе не избежать всевозможных недоразумений. За денежные ресурсы, прибывающие на баланс организаций из госкорпораций по специальным программам также необходимо отчитаться. Учет проводится сообразно условиям предприятия, которое является вкладчиком в данном случае.

Источниками денег из госбюджета являются различные структуры. На областном уровне как вкладчик может послужить районное казначейство, дотации также выделяются посредством Центров Занятости Населения, особых фондов и остальных похожие учреждений.

Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию

Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.

Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.

Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.

Именно потому Российский Фонд Прямых Инвестиций, учрежденный в 2011 г. для осуществления траншей госбюджетных денег в объекты отечественной экономики при непременном требовании наличия как минимум 1-го зарубежного вкладчика, не возымел успеха.

Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна. Если Российская Федерация и дальше будет придерживаться такой политики, то это неизбежно приведет нас к финансовому коллапсу.

Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.

Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.

В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

  • Капиталовложения в материальные объекты, например, в землю, оборудование, недвижимость и т.п.
  • Капиталовложения в финансовые инструменты, например, в ценные бумаги.

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики. Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

Финансирование работы предприятия может осуществляться посредством инвестиций или же капитальных вложений. В чем специфика обоих инструментов?

В чем заключается специфика инвестиций?

Под инвестициями принято понимать относительно долгосрочные вложения денежных средств в развитие предприятия. Посредством этого, как правило, финансируются фундаментальные составляющие бизнеса - основные фонды, персонал, научные разработки, осуществляются модернизация производства, продвижение бренда и выпускаемых им товаров.

Инвестиции классифицируются на несколько основных категорий: венчурные, прямые, портфельные, а также аннуитетные.

Венчурные инвестиции представляют собой вложения в проекты, имеющие потенциально очень высокую рентабельность, и в то же время ничем не гарантированную. Есть риск того, что вложения окажутся полностью убыточными. Венчурные инвестиции, как правило, направляются на финансирование инновационных бизнесов, тех, что формируют новые сегменты в экономике.

Прямые инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером прав на участие в управлении компанией. Практикуются главным образом во взаимоотношении инвесторов и владельцев крупных бизнесов, международных холдингов.

Портфельные инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером доли в бизнесе. Типичны для большинства корпораций. Разновидностью портфельных инвестиций можно считать покупку акций фирмы на биржевых торгах.

Аннуитетные инвестиции предполагают покупку ценных бумаг фирмы, приносящих гарантированный доход в определенные промежутки времени. Например, это могут быть вложения в облигации предприятия.

Существуют инвестиции особого рода - спонсорские. Они не предполагают обязательного извлечения партнером прибыли, однако создают некие условия для появления косвенных факторов приобретения инвестором преференций в будущем. Например, в виде повышения узнаваемости бренда. Данные инвестиции нельзя считать безвозмездными, поскольку спонсор в целом рассчитывает на обретение соответствующих преференций. Но его партнер, получив финансовую поддержку, как правило, не имеет перед инвестором юридических обязательств.

В чем заключается специфика капитальных вложений?

Под капитальными вложениями принято понимать финансирование фирмой за счет собственных денежных средств, а также за счет инвестиционных контрактов различных мероприятий, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности компании.

Инвестиции и капитальные вложения

Финансовые средства, которые предприятие расходует в рамках данной схемы, могут быть направлены:

  • на качественную модернизацию оборудования, на расширение ассортимента товаров, выпускаемых фирмой, и улучшение характеристик производимой продукции;
  • на научные и инженерные разработки, их лицензирование и патентование;
  • на улучшение условий труда сотрудников предприятия, защиту экологии, решение социальных задач - например, связанных с обеспечением роста зарплаты работников, опережающего инфляцию.

Экономисты также классифицируют капитальные вложения на производственные и непроизводственные. К первым относятся те, что непосредственно связаны с деятельностью предприятия. Ко вторым - те, что не имеют прямого отношения к ней. Так, капитальные вложения, направленные на решение социальных задач, как правило, относятся к непроизводственным.

Как мы отметили выше, денежные средства для осуществления капитальных вложений в бизнес могут привлекаться извне - за счет инвестиционных контрактов. В этом случае они будут классифицированы по тем же основаниям, в соответствии с которыми делятся на те или иные категории инвестиции. То есть будут иметь венчурный характер, являться прямыми, портфельными или аннуитетными вложениями.

Сравнение

Главное отличие инвестиций от капитальных вложений в том, что первые не всегда носят целевой характер и не во всех случаях направляются на оптимизацию производства, вторые - как правило, соответствуют данным критериям.

Инвестиции - это способ пополнения оборотных средств фирмы. Капитальные вложения - механизм их расходования. Причем наличие первых не всегда означает их использование в качестве вторых. Инвестиции могут быть потрачены, к примеру, на организацию масштабного празднования значимого для жизни компании события, на оказание спонсорской поддержки спортивным командам.

Инвестиции - это привлечение капитала извне, за счет партнерских контрактов. Капитальные вложения могут осуществляться за счет собственных средств фирмы. Однако в случае, если капитал привлекается, условием для осуществления соответствующих вложений будет успешное получение инвестиций. Кроме того, в договоре фирмы с инвестором может быть прописано, что денежные средства должны направляться на конкретные цели - и в этом случае капитальное вложение фактически будет являться инвестицией в чистом виде.

Владельцы и менеджеры многих фирм предпочитают принципиально не разграничивать понятия инвестиций и капитальных вложений, рассматривая и то и другое в контексте совокупности направлений деятельности, связанных с повышением конкурентоспособности бизнеса. Но если значительный процент финансовых операций в рамках решения данной задачи не сможет соответствовать признакам инвестирования в основные фонды фирмы, то капитальными вложениями их называть будет не вполне корректно.

Например, финансирование рекламы и продвижения бренда на рынке - это, безусловно, деятельность по повышению конкурентоспособности бизнеса. Но она не имеет отношения к производству, персоналу, разработкам и потому по большинству критериев не может рассматриваться как пример капитальных вложений.

Изучив, в чем разница между инвестициями и капитальными вложениями, отразим выводы в таблице.

Таблица

субсидия — (от лат. subsidium — помощь, поддержка) это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могу поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику, подробнее описано в соответствующей немецкой статье). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах.

Разница между инвестициями и капитальными вложениями

Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2004 N 188-ФЗ

субсидия это безналичная форма расчета с гражданами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемая при превышении платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Федерации уровня от совокупного дохода семьи
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 11.11.1998 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"

специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.2003)

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ

"…субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;…"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

  • Капиталовложения в материальные объекты, например, в землю, оборудование, недвижимость и т.п.
  • Капиталовложения в финансовые инструменты, например, в ценные бумаги.

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики.

В чём разница между инвестициями и капитальными вложениями?

Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Государство, как и любой субъект, заинтересовано в увеличении имущества и дохода от него. С этой целью осуществляются инвестиции, хотя не всегда они достигают своей цели.

У нас не все то инвестирование, что так называется.

Есть несколько разновидностей бюджетных инвестиций:

    В объекты государственной (муниципальной) собственности – на вновь создаваемые объекты возникает право государственной (муниципальной) собственности.

    В уставные капиталы коммерческих организаций – государство получает право на эквивалентную долю в капитале и прибыли.

    Предоставление бюджетных инвестиций унитарному предприятию – влечет увеличение его уставного фонда или основных средств (соответственно при праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Когда речь идет об инвестициях в организации, то часто эти организации коммерческими назвать сложно, так как они нерентабельны. Поэтому иногда инвестиции в организации напоминают скорее финансовую помощь. Программу бюджетных инвестиций нужно пересмотреть, так как бюджетная инвестиционная политика требует более прозрачного и четкого правового регулирования.

Как правило, бюджетные инвестиции предусматриваются долгосрочными целевыми программами. Эти программы носят адресный характер. Решение принимает высший ОИВ или главный распорядитель соответствующего бюджета. Правительством РФ принимаются решения об инвестициях, когда это капитальные вложения, вложения в ФГУ сметной стоимостью более 1,5 млрд руб, в объекты капитального строительства ФГУП в случае отсутствия их в долгосрочных программах. В иных случаях – главный распорядитель.

Постановление Правительства от 2008 г. № 324 – порядок принятия решения об инвестициях в объекты капитального строительства. Проект решения готовится главным распорядителем, направляется в Минфин, Минэкономразвития, Минрегионразвития, далее – в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам.

Целью инвестиций всегда должно оставаться получение доходов или приращение имущества.

БК предусматривает не только инвестиции в ходе адресной инвестиционной программы. Ст. 179.1 БК. Постановление Правительства № 619 2008 года.

Пример применения норм об инвестициях – Определение Верховного суда от 04.08.2010 № 30-Г10-9.

Определение ВС РФ от 28.01.2009 № 75-Г08-9: о разграничении полномочий по принятию решения относительно инвестиций.

В тех случаях, когда бюджетные инвестиции нужно осуществлять на территории субъектов РФ, то может быть механизм субсидий со стороны РФ на софинансирование капитального строительства объектов государственной собственности субъекта. Федерация может участвовать и в инвестировании объектов собственности МО. Бюджетные инвестиции разнообразны. Если речь идет об объектах собственности субъектов или МО, то регулирование инвестиций в первую очередь со стороны субъекта (МО). В каждом конкретном случае Правительство регулирует порядок предоставления субсидий на инвестиции, есть много актов.

Инвестиционный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Это некий объем средств, выделяемый в расходной части бюджета на произведение бюджетных инвестиций. Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда, не используемые в текущем году, идут на финансирование ИФ в следующем финансовом году и плановом периоде.

Постановление Правительства от 1.03.2008 г. № 134 – правила формирования и использования инвестиционного фонда. Годовой объем фонда предусматривается в федеральном бюджете. Средства ИФ могут быть направлены:

    в объекты капитального строительства (в т. ч. оплату документации, проведения конкурсов, выкуп земельных участков),

    в бюджет субъекта РФ для финансирования объектов его собственности или предоставления субсидий МО на инвестиции,

    на предоставление субсидий субъектам РФ для финансирования концессионных соглашений,

    на финансирование уставных капиталов ООО,

    на предоставление гос гарантий,

    на направление в инвестиционные фонды субъектов РФ.

Отбор проектов осуществляется в зависимости от наличия инвестора, ожидаемого эффекта по инновационному развитию экономики, соответствие целям…

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы: появляется право государственной собственности на эквивалентную часть уставного капитала, оформляется участием РФ, субъектов РФ и МО в уставном капитале ЮЛ в соответствии с гражданским законодательством. Должно быть оформление доли в уставном капитале, чтобы средства бюджета не пропали зря.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы утверждаются путем включения в закон (решение) данных о ЮЛ, сумме и цели инвестиций. Оформляются договором об участии, который заключается между высшим исполнительным органом и ЮЛ, в течение 3 месяцев после принятия закона (решения) о бюджете. Нет договора – нет инвестиций.

Пример, когда не было надлежащего оформления инвестиций в уставный капитал - Постановление ФАС СЗО от 4.12.2008 № Ф04-677/2008. Может ли субъект РФ оформить инвестиции, использованные нецелевым образом, как неосновательное обогащение. Очень во многих случаях, когда бюджетное законодательство не регулирует возврат средств, обращаются к ГЗ. В данном случае в конечном итоге суд говорит, что раз ОАО надлежащим образом не исполнило обязательства, возникло неосновательное обогащение в размере инвестиции. Это вызвано отсутствием соответствующего бюджетного механизма.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

Комментарий к статье 79 БК РФ:

Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Статья 79 БК РФ посвящена государственным (муниципальным) бюджетным инвестициям в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, включенные в состав государственной (муниципальной) собственности.

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ. По общему правилу объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, в том числе недвижимого имущества. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию сопровождается соразмерным увеличением уставного капитала государственного (муниципального) унитарного предприятия. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, не являющиеся государственной (муниципальной) собственностью, не допускаются. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в государственные (муниципальные) объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 79 БК РФ регламентирует полномочия соответствующих органов исполнительной власти по принятию решений, связанных с подготовкой и реализацией бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В зависимости от объема федеральных бюджетных ассигнований они учитываются либо в составе ведомственной классификации (сметная стоимость инвестиционного проекта более 8 млрд. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи раздельно по каждому проекту (сметная стоимость инвестиционного проекта более 100 млн. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи суммарно по соответствующему виду расходов (сметная стоимость инвестиционного проекта менее 100 млн. рублей). Региональные бюджетные инвестиции отражаются в составе региональных бюджетов в соответствии с законами субъектов РФ. Однако, если инвестиционные проекты субъектов РФ или муниципальных образований софинансируются за счет межбюджетных субсидий, соответствующие бюджетные ассигнования подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").